home
Версия сайта КНИТУ для слабовидящих     Rus   В х о д
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЕМ ОБРАЗОВАНИЕ НАУКА МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ МЕДИА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иконка банк обращений  

Наука на ладони

КНИТУ

Профессиограмма «20.03.01 Техносферная безопасность» (кафедра ПБ)

 

Направление 20.03.01 Техносферная безопасность

Профиль подготовки «Безопасность технологических процессов и производств»

Кафедра промышленной безопасности

1. Название профессии, специальности

Профессия — Инженер по безопасности технологических процессов и производств (степень — бакалавр)

2. История профессии (специальности)

Первостепенной задачей любого цивилизованного государства является сохранение здоровья, жизни и трудоспособности граждан. В соответствии с «Аксиомой о потенциальной опасности», все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего, технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают также способностью накапливать в себе опасные и вредные факторы. Это означает, что любые улучшения, которые вносит человек на производстве и в быту, неизбежно становятся источниками новых опасностей, грозящих человеку и окружающей среде. Поэтому при создании новых технологий, материалов и оборудования человечество вынуждено искать способы и средства обеспечения безопасности.

На современном рынке труда очень велика потребность в подготовке инженерных кадров в области обеспечения безопасных условий труда в техносфере. Открытие профессий такого рода было необходимым, поскольку выпускники по данному направлению и профилю подготовки востребованы в самых разных областях, как непосредственно связанных с производством (предприятия нефтехимической промышленности, энергетического комплекса, заводские лаборатории, очистные сооружения, проектные организации и т.п.), так и в смежных (центры экспертиз, аналитические лаборатории), в различных государственных и муниципальных органах надзора за технологической и экологической безопасностью (Ростехнадзор, Гострудинспекция и др.), а также в учебных заведениях и частных фирмах по оказанию услуг в области охраны труда и системной безопасности.

Впервые подготовка кадров в области техносферной безопасности началась в 1994 году с открытия всего одной специальности «Безопасность жизнедеятельности».

Немного ранее была начата подготовка по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и «Пожарная безопасность». Родственными профессиями (специальностями, направлениями) являются: «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Экология и природопользование», «Охрана труда», «Промышленная безопасность».

Потребность в подготовке кадров по данному профилю обусловлена острой нехваткой квалифицированных работников, которые должны способствовать созданию, обеспечению и контролю безопасных условий труда на промышленных предприятиях, а также принятию превентивных мер по предотвращению аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий)

Безопасность технологических процессов и производств — это область науки, техники и технологии, направленная на предупреждение чрезвычайных ситуаций и создание безопасных и комфортных условий производственной деятельности.

Условия труда работников, уровни профессиональной заболеваемости и травмирования людей на производстве, особенно с летальным исходом, являются показателями общего состояния экономики страны. В России на протяжении последних лет травмы на производстве ежегодно получают более 100 тысяч человек, из них около 4 тысяч заканчиваются смертельным исходом. Кроме того, ежегодно регистрируется около 10 тысяч впервые установленных случаев профессиональных заболеваний.

О серьезности и глубине проблемы состояния условий труда на предприятиях основных отраслей экономики свидетельствует тот факт, что доля работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет в среднем около 25%.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационных, химических, взрывоопасных и пожароопасных производств и технологий. Статистический анализ показывает тенденцию увеличения риска возникновения стихийных  бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Профессия относится к типу «Человек — Техника — Природа». При работе требуется знание технологических процессов, нормативной документации, характеристик различных видов производственного оборудования и способов управления ими, а также способов и методов оценки опасностей в окружающей среде.

Профессия относится к классу «исполнительских», ведь она связана с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, что требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными задачами. В то же время работник должен обладать конструктивным и логическим мышлением, внимательностью, умением принимать ответственные решения, организаторскими способностями, высокая координация, стремлением к новаторству, умением использовать новейшие достижения в технике и программировании, а также аккуратностью и внимательностью.

По отраслям народного хозяйства: профессия химической, добывающей, перерабатывающей и других отраслей промышленности, сферы образования.

По степени востребованности: очень востребованная (существует острая нехватка специалистов данного профиля и направления подготовки).

По предмету труда: «Человек—Природа», «Человек—Техника». «Человек—Человек», «Человек—Знаковая система».

По средствам труда: функциональные, теоретические.

По условиям труда: производственный микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия.

По проблемности типовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем.

По коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа.

По ответственности в труде: моральная, материальная.

По цели труда: Г — гностическая (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать), преобразующая (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить), изыскательская (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).

4. Специальность

Безопасность технологических процессов и производств.

5. Уровень базовых знаний:

Уровень базовых знаний: аттестат об окончании средней школы (11 классов) или диплом об окончании СПО (колледж, техникум). Квалифицированный бакалавр по безопасности технологических процессов и производств (далее — БТПиП) должен знать:

— характер взаимоотношений общества, производства и человека и взаимосвязи его производственной деятельности со средой обитания;

— методы определения и нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

— законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие безопасность в техносфере;

— принципы и методы проведения экспертизы экологической и производственной безопасности;

— методы, приборы и системы контроля состояния среды обитания;

— способы и средства защиты человека и окружающей среды от антропогенного воздействия;

— методы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

— способы организации жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях;

— методику технико-экономического анализа защитных мероприятий;

— современные компьютерные информационные технологии и системы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;

— организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антропогенного характера.

 Квалифицированный сотрудник должен уметь:

— пользоваться нормативно-технической и правовой документацией по вопросам экологической безопасности и безопасности труда;

— анализировать и оценивать степень опасности антропогенного воздействия на среду обитания;

— анализировать, выбирать, разрабатывать и эксплуатировать системы и методы защиты среды обитания;

— пользоваться современными приборами контроля среды обитания;

— рассчитывать социально-экономическую эффективность защитных мероприятий;

— прогнозировать развитие негативной ситуации в среде обитания;

— моделировать процессы в среде обитания и анализировать модели с использованием ЭВМ;

— использовать современные программные продукты в области предупреждения риска экозащиты и экологического менеджмента.   Требования к индивидуальным особенностям работника

Для успешной деятельности в сфере обеспечения техносферной безопасности необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

— развитые логические способности;

— способность к продолжительной концентрации внимания;

— эмоциональная устойчивость;

— высокий самоконтроль;

— умение анализировать полученную информацию;

— хороший уровень переключаемости внимания с одного объекта на другой;

— способность правильно применять полученную информацию и делать выводы;

— ответственность.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности.

Успешному выполнению профессиональной деятельности будут способствовать:

— технические, математические способности;

— наличие базовых знаний по общеобразовательным дисциплинам (физике, химии, информатике, математике и др.)

— развитое аналитическое мышление (способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов);

— высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания;

— гибкость мышления;

— целеустремлённость;

— дисциплинированность, коммуникабельность, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе;

— способность принимать и внедрять новое на практике;

— способность анализировать и умение находить верное решение в нестандартных ситуациях;

— умение принимать превентивные меры по предотвращению экстремальных ситуаций на производственных объектах.

7. Медицинские противопоказания

— Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

— Алкоголизм, токсикомания, наркомания.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. N 302н (ред. от 13.12.2019) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

8. Родственные профессии

— Инженер по охране труда.

9. Область применения

Область профессиональной деятельности включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счёт использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

Бакалавры по профилю «Безопасность технологических процессов и производств» требуются на любых промышленных предприятиях, в проектных и конструкторских организациях, в государственных органах, в торговых компаниях на различных должностях (например, они могут занимать должности консультанта-референта в крупных фирмах, возглавлять отделы охраны труда и техники безопасности в организациях и т.п.).

Сотрудники, получившие профессиональную подготовку по направлению «Техносферная безопасность» могут специализироваться в конкретных сферах производства, проектирования, бизнеса, организации и проведения научных исследований. Их карьерный рост связан с освоением новых приемов и способов работы, постоянным обновлением знаний в данной области знаний.

Объектами профессиональной деятельности являются:

— человек и негативные факторы, связанные с человеческой деятельностью;

— негативные факторы среды обитания, связанные с опасными природными явлениями;

— опасные технологические процессы и производства;

— методы и средства оценки опасностей, риска;

— методы и средства защиты человека и среды обитания от воздействия негативных факторов;

— правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

Профессиональная деятельность предусматривает следующие её виды:

— проектно-конструкторская;

— сервисно-эксплуатационная;

— экспертная,

— надзорная и инспекционно-аудиторская;

— организационно-управленческая;

— научно-исследовательская.

Проектно-конструкторская деятельность предполагает:

— участие в проектных работах в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий разработке разделов проектов, связанных с вопросами безопасности, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов;

— идентификация источников опасностей на производстве, определение уровней опасностей;

— определение зон повышенного техногенного риска;

— подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств, с применением электронно-вычислительных машин;

— участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;

— участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных техногенных чрезвычайных ситуаций.

Сервисно-эксплуатационная деятельность включает в себя:

— эксплуатация средств защиты и контроля безопасности;

— выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;

— составление инструкций по безопасности.

Организационно-управленческая деятельность предусматривает:

— обучение работников требованиям безопасности труда;

— участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятия в чрезвычайных ситуациях;

— участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на объектах экономики.

Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность представляет собой:

— проведение контроля средств защиты;

— выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания;

— участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы.

Научно-исследовательская деятельность предполагает:

— участие в выполнении научных исследований в области безопасности в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;

— анализ опасностей в техносфере;

— участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;

— подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.

10. Пути получения профессии

Профессию инженера по безопасности технологических процессов и производств можно получить в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре промышленной безопасности в рамках подготовки бакалавров по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность по профилю подготовки «Безопасность технологических процессов и производств».

Пути получения профессии — очный и заочный бакалавриат.

Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»


Информация
   Яндекс.Метрика

© 1997-2025 Казанский национальный исследовательский технологический университет